Время работы офиса 9:00 - 18:00
+998 97 774-12-01

В. Скажите пожалуйста, какова законодательно-правовая основа для деятельности Органов по сертификации продукции в Национальной системе сертификации Республики Узбекистан.

О. Правовой основой для деятельности Органов по сертификации продукции в Национальной системе сертификации Республики Узбекистан являются:

1. Закон РУз от 28.12.1993 г. № 1006-XII «О сертификации продукции и услуг». В него внесены изм. в соответ. с ЗРУ от 31.08.2000 г. № 125-II, от 25.04.2003 г. № 482-II, от 06.04.2006 г. № ЗРУ-31, от 10.10.2006 г. № ЗРУ-59, от 07.10.2013 г. № ЗРУ-355.

2. Закон РУз от 04.10.2013 г. № ЗРУ-354 «Об оценке соответствия».

3. Постановления Кабинета Министров РУз № 318 от 06.07.2004 г. «О дополнительных мерах по упрощению процедуры сертификации продукции». В него внесены измен. в соответ. с ПКМ РУз от 12.08.2005 г. № 196, от 14.09.2006 г. № 194, от 18.05.2007 г. № 104, от 11.06.2007 г. № 118, от 07.05.2008 г. № 90, от 27.12.2008 г. № 282, от 08.08.2008 г. № 176, от 10.06.2009 г. № 158, от 18.08.2009 г. № 234, от 21.08.2009 г., № 241, от 27.04.2010 г. № 77, от 28.04.2010 г. № УП-4215, от 20.11.2010 г. № 255, от 03.03.2014 г. № 45, от 31.07.2012 г. № 232, от 01.11.2012 г. № 313, от 19.04.2013 г. № 108, от 28.04.2011 г. № 122, от 31.07.2012 г. № 232, от 01.11.2012 г. № 313, от 03.03.2014 г. № 45, от 19.04.2013 г. № 108.

4. Постановление Кабинета Министров РУз № 122 от 28.04.2012 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур сертификации и внедрения систем менеджмента качества». В него внесены измен. в соответ. с ПКМ РУз от 14.09.2012 г. № 271, от 30.12.2012 г. № 379.

5. Постановление Кабинета Министров РУз № 379 от 30.12.2012 г. «О дополнительных мерах по либерализации процедур, связанных с осуществлением внешнеторговых операций».

6. А также целый ряд других нормативно-правовых документов («Правил сертификации продукции»), зарегистрированных в МЮ РУз.

 

 

В. Каковы основные цели и задачи сертификации.

О. В соответствии со статьёй 2 Закона РУз «О сертификации продукции и услуг»:

Сертификация осуществляется в целях:

- контроля реализации продукции, опасной для жизни, здоровья людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей среды;

- обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке;

- создания условий для участия отечественных и совместных предприятий, предпринимателей в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;

- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем (продавцом, исполнителем).

Сертификация имеет обязательный и добровольный характер.

 

 

В. В какомнормативно-правовом акте РУз описан порядок проведения сертификации продукции, а также перечень необходимых документов подаваемых по заявке на проведение сертификации продукции.

О. Порядок, а также перечень документов, необходимых для заявителя с целью подачи им в ОС заявки на проведение сертификации продукции приведены:

- в «Положении о порядке проведения сертификации продукции» (приводится в Приложении № 1 к Постановлению КМ РУз от 06.07.2004 г. № 318);

- в «Правилах сертификации продукции» (зарегистр. в МЮ РУз за №1458 от 18.03.2005 г.);

- в «Правилах сертификации однородной продукции, подлежащей обязательной сертификации» (зарегистр. в МЮ РУз за №1513 от 28.09.2005 г.).

 

 

В. В чём различие между понятиями «сертификат качества» и «сертификат соответствия»? Укажите, пожалуйста, нормативно-правовую основу.

О. Сертификат качества - это документ, оформляемый отделом технического контроля предприятия при приёмке продукции из производства. Как правило, он не прилагается к продукции, но его наличие подтверждается штампом ОТК о приёмке в сопроводительной документации.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг»: «Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям».

 

 

В. Как узнать попадает ли продукция под обязательную сертификацию или нет?

О. В настоящее время в Республике Узбекистан обязательной сертификации подлежит только продукция, вошедшая в «Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», утвержденный Постановлением КМ РУз от 28.04.11 № 122. В данном перечне продукция перечислена под кодами ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). Для определения подпадает ли указанная Вами продукция под обязательную сертификацию Вам необходимо определить её код ТН ВЭД.

 

 

В. Что понимается под сертификацией продукции третьей стороной.

О. Под сертификацией продукции третьей стороной понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному нормативному документу.

 

 

В.Какие показатели продукции проверяются при её обязательной сертификации.

О. При обязательной сертификации проверяются показатели, которые являются обязательными по требованиям нормативного документа на продукцию (безопасность, совместимость, взаимозаменяемость, ресурсосбережение и др.).

 

 

В. Чем отличается термин «оценка соответствия» от термина «подтверждение соответствия».

О. Подтверждение соответствия является завершающим этапом оценки соответствия.

 

 

В. В каких случаях возможно провести таможенное оформление продукции ввезённой по импорту на территорию РУз без представления сертификата соответствия.

О. В соответствии с п. 3.9 «Инструкции о порядке ввоза на территорию  Республики Узбекистан товаров (продукции),  подлежащих обязательной сертификации» (зарег. в МЮ РУз за № 901 от 26.02.2000 г.), товары, ввозимые на территорию РУз, допускаются к таможенному оформлению без представления сертификата соответствия в случае когда, они ввозятся в виде составных частей технологического оборудования, сертификат на которые может быть выдан органом по сертификации только по результатам испытаний на месте эксплуатации, и при условии представления таможенному органу лицом, ввозящим товары, обязательства об осуществлении сертификации технологического оборудования после его сборки, наладки, испытания и доводки, а также представления письма органа по сертификации о проведении сертификации такого технологического оборудования.

 

В. Какие основные этапы работ включает в себя проведение обязательной сертификации продукции серийного производства.

О. Проведение обязательной сертификации продукции серийного производства включает в себя нижеследующие этапы работ:

- испытание продукции в АИЛ;

- обследование производства со стороны ОС;

- инспекционный контроль и надзор за сертифицированной продукцией.

 

 

В. Приведите, пожалуйста, классификацию механических транспортных средств и прицепов согласно действующих НД.

О. Для начала внесём определённую ясность в терминологию «механические транспортные средства» и «транспортные средства».

Механическое транспортное средство - это транспортное средство, оборудованное двигателем, являющимся единственным средством для приведения его в движение, используемое для перевозки людей, грузов, а также для выполнения специальных работ в сельском или лесном хозяйстве, и предназначенное для передвижения по дорогам общего пользования и вне их.

Т.е. к механическим транспортным средствам относятся легковые автомобили; автобусы; грузовые автомобили и мототранспортные средства и т.п.

Транспортное средство - это транспортное средство без двигателя, конструкция и оборудование которого предназначены для перевозки пассажиров и/или грузов посредством механического транспортного средства.

Классификация механических транспортных средств и прицепов приводится в межгосударственном стандарте ГОСТ 31286-2005 «Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация». В соответствии с указанным стандартом различают нижеследующие категории механических транспортных средств и прицепов.

Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырёх колес и используемые для перевозки пассажиров:

Категория М1: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя не более восьми мест для сидения.

Категория М2: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.

Категория М3: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

Транспортные средства категорий М2 и М3 относятся к:

а) одному или более из трех классов (I, II, III);

Пояснение: Класс I - транспортные средства, в конструкции которых предусмотрены места для стоя­щих пассажиров с целью свободного передвижения пассажиров по салону.

Класс II - транспортные средства, конструкция которых в основном предназначена для перевозки сидящих пассажиров и в которых предусматривается перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или местах, не выходящих за пределы пространства, отведенного для двух сдвоенных сидений.

Класс III - транспортные средства, конструкция которых предназначена исключительно для перевозки сидящих пассажиров.

б) одному из двух классов (А, В).

Пояснение: Класс А - транспортные средства, предназначенные для перевозки стоящих пассажиров; транспортные средства этого класса оборудованы сиденьями и в них предусмотрена перевозка стоящих пассажиров.

Класс В - транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров.

 

Категория N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырёх колес и предназначенные для перевозки грузов:

Категория N1: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.

Категория N2: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т.

Категория N3: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т.

Категория О - прицепы (включая полуприцепы):

Категория О1: прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т.

Категория О2: прицепы, максимальная масса которых превышает 0,75 т, но не более 3,5 т.

Категория О3: прицепы, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не более 10 т.

Категория О4: прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

 

Категория L - механические транспортные средства, имеющие менее четырёх колес, и квадрициклы:

Категория L1: двухколёсный мопед - транспортное средство, максимальная расчётная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

-                      при установке двигателя внутреннего сгорания - рабочим объёмом двигателя, не превышающим 50 см, или

-                      при установке электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L2: трёхколесный мопед - транспортное средство с любым расположением колёс, максимальная расчетная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

-                      при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объёмом двигателя, не превышающим 50 см3, или

-                      при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или

-                      при установке электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L3: мотоцикл - двухколёсное транспортное средство, рабочий объём двигателя, которого при установке двигателя внутреннего сгорания превышает 50 м3 и/или максимальная расчётная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч.

Категория L4: мотоцикл с коляской - транспортное средство с тремя колёсами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объём двигателя, которого при установке двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 и/или максимальная расчётная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч.

Категория L5: трицикл - транспортное средство с тремя колёсами, симметричными по от­ношению к средней продольной плоскости, рабочий объём двигателя, которого при установке двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 и/или максимальная расчётная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч.

Категория L6: легкий квадрицикл - четырёхколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учёта массы аккумуляторов для электрического транспортного средства, максимальная расчетная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

-                      при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объёмом двигателя, не превышающим 50 см3, или

-                      при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или

-                      при установке электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L7: квадрицикл - четырехколёсное транспортное средство иное, чем транспортное средство категории L, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг - для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учёта массы аккумуляторов (для электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

 

Помимо классификации механических транспортных средств и прицепов в ГОСТ 31286 дополнительно приводится ещё ряд категорий ТС.

Категория Т - сельскохозяйственные и лесные тракторы.

Категория G - транспортные средства повышенной проходимости.

Примечание - Буква G для обозначения категории транспортного средства отдельно не применяется. Обозначения категории М и N могут быть дополнены обозначением G. Например, транспортное средство категории N1, пригодное для движения по бездорожью, может быть обозначено как N1G.

 

 

В. В каком нормативном документе РУз определяется порядок проведения сертификации для завозимых по импорту в республику механических транспортных средств и прицепов.

О. Общийпорядок проведения сертификации как для ввозимых в республику, так и производимых на её территории механических транспортных средств и прицепов устанавливается в государственном стандарте Узбекистана O’z DSt 973:2012«НСС РУз. Сертификация механических транспортных средств и прицепов».

 

 

В. Поясните, пожалуйста, есть ли различиямежду специальными и специализированными транспортными средствами. Если эти различия имеются, то в чём они заключаются.

О. Согласно действующей терминологии, приведённой в государственном стандарте O’z DSt 973:2012«НСС РУз. Сертификация механических транспортных средств и прицепов»:

- специальное транспортное средство – это транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (такие ТС, например как: автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащённые подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.);

- специализированное транспортное средство – это транспортное средство, предназначенное для перевозки определённых видов грузов (таких как: нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.).

 

 

В. Скажите, пожалуйста, какой НД в РУз устанавливает технические требования к маркировке транспортных средств.

О. Общие технические требованиям к маркировке ТС приводятся в государственном стандарте Узбекистана O’z DSt 2448:2012 «Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования». Данный стандарт устанавливает общие технические требования к содержанию идентификационного номера (кода VIN) и таблички изготовителя транспортных средств, а также к их расположению на ТС и методу нанесения знаков этого кода.

 

 

В. Имеются ли в Республики Узбекистан действующие НД, устанавливающие ограничения для механических транспортных средств по их максимальным массам и размерам.

О. Технические требования для механических транспортных средств по их массам, размерам и манёвренности определены в государственном стандарте Узбекистана O’z DSt 2435:2011 «Механические транспортные средства. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний».

Указанный стандарт устанавливает также требования к параметрам транспортных средств, таким как удельная мощность, эквивалентность упругих характеристик подвесок и т.д.